Консультация

В статье раскрывается понятие психогимнастика, даются рекомендации по ее использованию на занятиях и в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Эльвина Хабибуллина
Консультация «Психогимнастика для дошкольников»

Что такое психогимнастика? Из самого звучания слова становится ясно, что это что-то связанное с движением и психикой. Но при чем же тут музыка? Дело все в том, что любое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциями. Психогимнастические упражнения объединяют различные психические функции – то есть сводят в единое целое мышление, эмоции и движения и помогают ребенку научиться сознательно ими управлять. А поскольку язык музыки – это язык образов, эмоций и чувств, вполне естественно, что она играет далеко не последнюю роль в занятиях психогимнастикой . И наоборот, научившись понимать свои и чужие эмоциональные состояния, приобретя умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения (то есть познакомившись с понятиями : приятно, неприятно, беспокойно, страшно, удивительно и другими, ребенок лучше поймет образный строй музыки. Психогимнастика развивает у ребенка умение управлять своими психическими процессами , творческие способности и эмоционально-коммуникативные навыки. Все занятия проходят в форме игр – драматизаций на понятные и увлекательные для ребенка темы. Это могут быть «Магазин игрушек» «В гостях у Бабы Яги» или, например, «Гонки на машинах» . Персонажами игр становятся и взрослые, и дети. Каждое упражнение включает фантазию, чувства и движения ребенка, чтобы он научился произвольно воздействовать на каждый из этих элементов. Еще одно важное условие психогимнастической игры – обязательное отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Все предметы и события сюжета должны быть воображаемыми. Вначале образы фантазии предлагает взрослый, а ребенок свободно их развивает, а со временем можно будет включить в занятие творческие идеи и предложения самого ребенка. Помогите ребенку получить удовольствие от таких игр, ведь они учат нелегкому делу : умению управлять собой. Ну а подходящая по образному содержанию музыка станет им ценным помощником в этих занятиях.

Игры гномиков

Привет, малыш! Сегодня мы с тобой познакомимся с маленькими волшебными человечками и поиграем с ними. Этих человечков зовут гномиками.

Они такие же маленькие, как и ты, а бывают еще меньше. (Покажите рукой произвольную высоту от пола) . Покажи, какие малюсенькие бывают гномики? (Ребенок показывает рукой меньшую высоту) .

Еще у них есть длинная борода. (Покажите какая. Ребенок показывает на себе, какая у гномиков длинная борода)

На ногах гномики носят деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат башмачки? (Ребенок топает ножками) .

Живут гномики в маленьком домике, который очень сладкий. Он сделан из пряников. (Покажите, какой сладкий у гномиков домик. Ребенок облизывается) .

После этого вы можете спеть веселую «Пряничную песенку» муз. А. Журбина

Я – дедушка, когда я буду хлопать в ладоши, гномики (ребенок) шагают ко мне. А если я запою песенку (поете «ля-ля-ля») , начинают прыгать. (Попеременно прохлопываете какой-нибудь ритм в ладоши и поете, ребенок выполняет соответствующее движение.)

На голове у гномиков колпачки с бубенчиками. Стали они хвастаться у кого звонче звучит бубенчик. (Поете песенку «Бубенчики» , под которую ребенок выполняет движения). Бубенчики висят, качаются, звенят.

Повторим мы их звон : динь-динь, дан-дан, дон-дон. (обратите внимание, чтобы ребенок выполнял это движение расслабленно) .

Пришли гномики к озеру – и ну давай брызгаться. Кулачки сжали и колотят по воде : раз, два, три. Летят брызги во все стороны. Стали гномики баловаться – все быстрее и быстрее по воде колотят (считаете с ускорением – раз, два, три, а потом с постепенным замедлением). Устали гномики, кулачки стучат тихо-тихо. Отдохнули гномики (ребенок расслабляет руки, чтобы они свободно висели и качались вдоль туловища, и стало им скучно. Решили гномики брыкаться и скакать на одной ножке (прыжки и подскоки под песенку «Скок-скок, поскок» )

Скок, скок, поскок, молодой дроздок,
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька – невеличенька.
Сама с вершок, голова с горшок.

А тут сильный ветер подул, прямо к земле валит. Гномики то одним боком повернутся, то другим, прикрывают голову от ветра, ножки пошире ставят. Так и дошли до леса.     Вдруг увидели гномики – посреди лесной поляны медведь развалился и спит. Что делать? Сняли гномики тогда свои шапочки и тихо на цыпочках прошли мимо спящего мишки. Если я вижу, что мишка просыпается, тихонечко пою : «Ку-ку» — и гномик застывает на месте, чтобы медведь его не заметил. А когда махну рукой, – можно идти. (Ребенок очень тихо подходит к медведю, несколько раз останавливаясь на пение взрослого «ку-ку» , потом осторожно перешагивает через медведя, плавно, боясь лишний раз пошевелиться). Ура! Вот мы и пришли домой. Давай возьмемся за руки и убежим назад, в наш пряничный домик.

После занятия с элементами психогимнастики поговорите с ребенком, обсудите, какие эмоции он испытывал в ходе игры. Дети, как правило, не могут полностью осознавать все свои ощущения, но это пока что и неважно. Пусть ребенок сосредоточиться хотя бы на одном своем мышечном ощущении и сравнит хотя бы пару противоположных эмоций (например, радость – печаль) . Это поможет в будущем развить способность к сознательным сменам эмоциональных и мышечных ощущений. Мастерски используя музыку в своих играх, вы поможете ребенку овладеть этими непростыми навыками. Ведь все дети интуитивно ощущают образы и характер звучащей музыки, а значит, могут развить в себе умение сознательно различать эмоции.

Для того, чтобы научить ребенка различать в музыке противоположные эмоции – радость и грусть, поиграйте в игру

«В гостях у Мажора и Минора»

Когда-то давным-давно на свете существовал Серый город. Серым он назывался потому, что жители этого города знали всего лишь одну песню, звучащую на одном звуке. Они пели ее и в радости и в грусти. Их жизнь от этого казалась скучной и однообразной. Но вот в один прекрасный день все переменилось : появились в нем два музыканта. Они были родными братьями, но совершенно не были похожи друг на друга. Брат по имени Мажор был улыбчивым, жизнерадостным, любил шутить и приплясывать. На своей дудочке он играл такую мелодию. (Поете радостно)

На зеленом лугу, их-вох!
Раз нашел я дуду, их-вох»
То не дудка была, их-вох,
Веселуха была, их-вох!

(Спросите ребенка, каким он представляет брата Мажора, попросите показать, как он играл на дудочке, как танцевал и смеялся).

Другого брата звали Минор. Он был печальным и немного угрюмым, любил вечерком посидеть у реки и погрустить о чем-нибудь. У него тоже была дудочка, на ней он играл песенку, которая была похожа на песенку брата Мажора. (Поете грустно)

На зеленом лугу, ой-ой!
Раз нашел я дуду, ой-ой»
То не дудка была, ой-ой,
Веселуха была, ой-ой!

(Спросите, чем отличается песенка брата – Минора? Хочется ли под нее плясать? Что хочется делать под такую песенку)

Жители города полюбили и самих братьев, и их музыку. Ведь не могут люди все время только веселиться или только грустить. Теперь и в радости и в горе у них была разная музыка. И серый город перестал быть таким скучным, а стал разнообразным и цветным.

После прослушивания сказки инсценируйте песенки братьев. Пусть кто-то из вас сыграет роль Мажора, а кто-то Минора. Покажите, как играет брат Мажор на дудочке (помните, все должно быть воображаемым) . Движения, которые можно использовать для выражения радости – поднять вверх большой палец, остальные сжаты в кулачке; улыбка; пританцовывания. Пусть Мажор утешит Минора – погладит его по головке, обнимет, позовет танцевать. Попросите ребенка нарисовать портреты братьев.

Игра «Тучка и солнышко»

Исполнение этой песенки сопровождайте жестами : «солнышко» — растопыренные ладошки , улыбка на лице; «тучка» — сжатые кулачки, печальные глазки.

Тучка с солнышком опять (Ладошка и кулачок попеременно)
В прятки начали играть (Прячутся друг за друга)
Только солнце спрячется (Кулачок разжимается)
Тучка вся расплачется (Пальцы вяло опущены)
Только солнышко взойдет (Ладошки растопырены )
В небе радуга взойдет (Рисуем в воздухе радугу)

Для игр, развивающих сознательное различение противоположных эмоций используются стихи, которые можно инсценировать подходящими движениями, жестами и мимикой.

Встало солнце кислое. (Эмоции : печаль, уныние, тоска)
Смотрит – небо кислое (Движения вялые, мышцы расслаблены)
В кислом небе – кислое (Мимика : уголки рта опущены)
Облако повисло (Глаза полузакрыты)
И спешат несчастные кислые прохожие.
И едят ужасное кислое мороженое.
Даже сахар кислый! Скисло все варенье!
Потому что кислое было настроение.
(Э. Мошковская)

Отчего же ты грустна, серебристая луна?
Я вчера звезду с небес уронила в черный лес.
Зря печалишься, луна, ты на свете не одна.
Я на зорьке в лес пойду и найду твою звезду.
(Ф. Грубин)

Радость пробежала по дорожке (Эмоции : радость, восторг, удовольствие)
Радость распахнула все окошки. (Движения быстрые и энергичные)
Радуется клен, что он силен :
Радугу на ветке держит он. (Мимика : улыбка)
Рады зайцы, что спугнули волка.
Новым шишкам радуется елка.
Радость запрягает лошадей.
Разбудите, дети, всех людей!
Надевайте лучшие одежки –
Радость распахнула все окошки.
(М. Карем)

Рады, рады, рады (Эмоции: радость и удивление)
Светлые березы (Движения энергичные, с резкими остановками)
И на них от радости (С характерными для удивления жестами)
Вырастают розы. (Поднять плечи, руки развести в стороны)
Рады, рады, рады (Мимика : улыбка, поднятые вверх брови)
Темные осины и на них от радости растут апельсины.
То не дождь пошел из облака и не град.
То посыпался из облака виноград.
(К. Чуковский)