Слово, ритм, музыка

Игра не пустая забава

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

игра — естественное состояние ребенка, его основное занятие. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Играя ребенок познает окружающий мир.

В игре развиваются силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. В коллективных играх вырабатываются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других

Игры имеют большое организующее значение. ребенку понятно, почему нужно соблюдать правила игры, что без соблюдения правил никакой игры не выйдет. Игры, требующие соблюдения правил, очень дисциплинируют, надо только, чтобы они не были скучными, надо их разнообразить.

В этом и поможет музыка. Музыкальные игры — игры с пением, танцем, маршировкой очень занятны и полезны. В такие игры можно увлечь даже тех малышей, которые привыкли отсиживаться в уголке Все они проходят по одной схеме. Дети разучивают незамысловатую песенку, а затем хором повторяют ее, выполняя определенные действия. Можно также использовать аудиозаписи записи и малышам не придется заучивать их, они просто будут выполнять нужные действия.

Подобные игры развивают у детей музыкальный слух и помогают им изучить нотную грамоту. Также с помощью игровых стишков и песенок дети могут усваивать новый материал, получать знания. Им скучно изучать что-либо так, как взрослым, а с помощью стихов и песенок можно удерживать их интерес и доносить нужную информацию. Музыкальные игры тренируют внимание и память. Несмотря на простоту музыкальных игр, дети любят подолгу играть в них, каждый надеется стать тем, кого выберут, или новым ведущим. Музыка в таких играх очень важна, так как она задает ритм.

Музыкальные игры можно с успехом использовать на различных детских праздниках. Они помогают удерживать внимание детей и не дают им заскучать.

Важно давать простор детской инициативе, важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цель.

Взрослые — первые участники детских игр. и чем активнее общение взрослых с ребенком, тем быстрее он развивается. Взрослые не только организую игры, но и сами включаются в детские забави. Такое участие приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а взрослым дает возможность лучше узнать детей, стать их другом.

Одним из средств создания положительной атмосферы, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятание — поиск, загадывание — отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний.

В народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом»фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнеров — взрослых, детей — действует на ребенка сильнее, сем замечания, наказания.

В чем преимущество использования народных игр? Прежде всего в простоте и доступности их организации. В них можно играть и музыкальных занятиях, и на праздниках и развлечениях, и на прогулке.

Предлагаю вашему вниманию несколько народных игр, которые могут быть с успехом использованы в повседневной деятельности детей в детском саду.

В текстах часто встречаются хорошо знакомые персонажи: волк, заяц, собака, которых дети охотно изображают в своих играх. Харакер производимых движений определяется музыкальным интонированием стихотворений, которые произносятся размеренно, несколько нараспев или в ритме танца. Дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи. Сам текст подсказывает характер движений.

Узнай, кто

Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки) и закрывает глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.
Можно внести юмористические ситуации в процесс узнавания — меняться деталями одежды (бант на голове мальчика), нарочито не узнавать игроков. Игра проходит на фоне веселой негромкой музыки.

Молчаливое собрание

Играющие рассаживаются рядом и поочередно шепчут на ухо соседу какое-либо слово затем каждый встает и изображает мимикой и действиями сказанное ему слово остальные должны угадать. Музыкальный руководитель озвучивает действия детей соответствующей по характеру музыкой.
Каждый играющий до тех пор изображает сказанное слово, пока все не догадаются.

Чепуха

Каждый ребенок загадывает какой-либо предмет, например башенный кран, самолет, слон и т. д. Взрослый задает вопрос (Каждому игроку — один), предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом.
1. — Чем ты сегодня умывался?
— Башенным краном.
2. — На чем летал?
— На облаках!
3. — Что ты утром съел?
— Самолет
Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, выигрывает. Игру хорошо использовать на вечерах юмора и сопровождать веселой музыкой (фоном). Надо соблюдать правила игры: играющие могут отвечать только загаданным словом; нельзя повторять один и тот же вопрос.

Перелизы

Играющие берутся за руки, образуя круг, один остается в середине. Все поют или приговаривают.
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят.
И все делают вот так.

При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение, а все играющие должны повторить.
Игра может быть использована при организации праздников. Участие взрослого делает ее более интересной. Движения, придумываемые водящим, должны быть забавными и не вызывать затруднений у детей.

Молчанка

Перед началом игры все участники произносят слова:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок —
Молчок!

После того как сказано последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих забавными движениям, веселыми словами, прибаутками. То, кто засмеется или что-нибудь скажет, отдает ведущему фант.
Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих Выкупать фант можно сразу, как только кто-либо из играющих засмеется или заговорит.

Холодно — горячо

Выбирается ведущий. Он отворачивается спиной к играющим, остальные прячут какой-либо предмет. Затем играющие предлагают ведущему повернуться и найти спрятанную вещь. если ведущий приближается к предмету, то играющие говорят «Тепло», «Горячо», если удаляется: «Холодно».
Вместо слов можно предупреждать о близости предмета тихой или громкой игрой на фортепиано, сильным или слабым звоном колокольчика.
После того как предмет найден, выбирается новый водящий.

Золотые ворота

Ай, люли, ай, люли,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Возле норки крота
Встала горка крута…
Проходите, кто хотите
В золотые ворота!

В игре принимает участие любое количество детей. Начинают игру 8 человек, которые строятся в две шеренги (по 4 игрока в каждой) у противоположных стан, лицом друг к другу и берутся за руки. На строки 102 дети качают сцепленными руками вперед — назад (по два качания а строку). На строки 3-4 поднимают руки и не разъединяя их, идут четыре шага навстречу друг другу. На строки 5-6, продолжая ходьбу, образуют круг (одна шеренга поворачивается вправо, другая влево). На строки 7-10 игроки движутся по кругу не опуская рук. остальные участники, взявшись за руки, бегут под музыку или звуки бубна через круг цепочкой. С последним словом стихотворения «ворота» закрываются (дети опускают руки). Тот, кто оказался внутри круга, становится вместе с детьми, образующими «ворота».

Скачет зайчик

Скачет зайчик быстроногий,
Скачет зайчик по дороге,
Раз, два, три, четыре, пять —
Как его поймать, как его поймать?
Вот свернул в лесочек зайка,
Поднял ушки: догоняй-ка!
Эй, не зевайте,
Зайку догоняйте.

играющие образую круг. По считалке выбирается зайка. Он становится в середину круга. С началом стихотворения дети идут по кругу, а зайка рыгает внутри круга в сторону, противоположную общему движению. На строку 4 все поворачиваются спиной к центру, а зайка в это время слегка дотрагивается до кого-либо из детей. На строку 5 играющие поворачиваются лицом в круг, а зайка выходит из круга. На строки 6-8 зайка скачет за кругом. С окончанием текста ребенок, которого осалили, старается его догнать. Если ему это удается, то он становится новым зайкой. Игра повторяется.

Солнышко

Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко,
Раскидай колечки!
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
Покатаем, поиграем
И тебе назад вернем!

Играющие образуют круг. В центре круга — «солнышко», в руках у него четыре обруча желтого цвета.
Вариант первый. На строки 1-4 все идут вправо по кругу. «Солнышко» влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим. На строки 5-7 дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг (всего таких кругов-команд четыре). На последнюю строку играющие выстраиваются в общий круг, обруч кладут на пол.
По сигналу ведущего (звучание музыки) все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу каждая команда собирается около своего обруча. Выигрывают те, которые сделали это быстрее.
Вариант второй (спокойная игра). Дети стоят по кругу. На строки 1-2 все идут вправо, делая три притопа на слово «речки», на строки 3-4 идут влево, делая три притопа на слово «колечки». На строки 5-6 играющие разбираются по парам (договариваются заранее), берутся за обе руки и кружатся спокойным шагом. На слово «возьмем» подают друг другу правую руку и продолжают кружится вправо. На последнюю строку, сменив руки, кружатся влево.

Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть.

Джордж Бернард Шоу