Психогимнастика

Музыка — это язык чувств. В. Сухомлинский

Фантазию и способность к переживанию следует развивать в раннем возрасте. Все, что ребенок переживает, все, что в нем пробуждено и воспитано, проявляется в течение всей его жизни.

Карл Орф

Психогимнастика

В статье раскрывается понятие психогимнастика, даются рекомендации по ее использованию на занятиях и в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Эльвина Хабибуллина
Консультация «Психогимнастика для дошкольников»

Что такое психогимнастика? Из самого звучания слова становится ясно, что это что-то связанное с движением и психикой. Но при чем же тут музыка? Дело все в том, что любое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциями. Психогимнастические упражнения объединяют различные психические функции – то есть сводят в единое целое мышление, эмоции и движения и помогают ребенку научиться сознательно ими управлять. А поскольку язык музыки – это язык образов, эмоций и чувств, вполне естественно, что она играет далеко не последнюю роль в занятиях психогимнастикой . И наоборот, научившись понимать свои и чужие эмоциональные состояния, приобретя умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения (то есть познакомившись с понятиями : приятно, неприятно, беспокойно, страшно, удивительно и другими, ребенок лучше поймет образный строй музыки. Психогимнастика развивает у ребенка умение управлять своими психическими процессами , творческие способности и эмоционально-коммуникативные навыки. Все занятия проходят в форме игр – драматизаций на понятные и увлекательные для ребенка темы. Это могут быть «Магазин игрушек» «В гостях у Бабы Яги» или, например, «Гонки на машинах» . Персонажами игр становятся и взрослые, и дети. Каждое упражнение включает фантазию, чувства и движения ребенка, чтобы он научился произвольно воздействовать на каждый из этих элементов. Еще одно важное условие психогимнастической игры – обязательное отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Все предметы и события сюжета должны быть воображаемыми. Вначале образы фантазии предлагает взрослый, а ребенок свободно их развивает, а со временем можно будет включить в занятие творческие идеи и предложения самого ребенка. Помогите ребенку получить удовольствие от таких игр, ведь они учат нелегкому делу : умению управлять собой. Ну а подходящая по образному содержанию музыка станет им ценным помощником в этих занятиях.

Игры гномиков

После занятия с элементами психогимнастики поговорите с ребенком, обсудите, какие эмоции он испытывал в ходе игры. Дети, как правило, не могут полностью осознавать все свои ощущения, но это пока что и неважно. Пусть ребенок сосредоточиться хотя бы на одном своем мышечном ощущении и сравнит хотя бы пару противоположных эмоций (например, радость – печаль) . Это поможет в будущем развить способность к сознательным сменам эмоциональных и мышечных ощущений. Мастерски используя музыку в своих играх, вы поможете ребенку овладеть этими непростыми навыками. Ведь все дети интуитивно ощущают образы и характер звучащей музыки, а значит, могут развить в себе умение сознательно различать эмоции.

Для того, чтобы научить ребенка различать в музыке противоположные эмоции – радость и грусть, поиграйте в игру «В гостях у Мажора и Минора».

В гостях

у Мажора и Минора

Игра «Тучка и солнышко»

Исполнение этой песенки сопровождайте жестами : «солнышко» — растопыренные ладошки , улыбка на лице; «тучка» — сжатые кулачки, печальные глазки.

Тучка с солнышком опять (Ладошка и кулачок попеременно)
В прятки начали играть (Прячутся друг за друга)
Только солнце спрячется (Кулачок разжимается)
Тучка вся расплачется (Пальцы вяло опущены)
Только солнышко взойдет (Ладошки растопырены )
В небе радуга взойдет (Рисуем в воздухе радугу)

Для игр, развивающих сознательное различение противоположных эмоций используются стихи, которые можно инсценировать подходящими движениями, жестами и мимикой.

Встало солнце кислое. (Эмоции : печаль, уныние, тоска)
Смотрит – небо кислое (Движения вялые, мышцы расслаблены)
В кислом небе – кислое (Мимика : уголки рта опущены)
Облако повисло (Глаза полузакрыты)
И спешат несчастные кислые прохожие.
И едят ужасное кислое мороженое.
Даже сахар кислый! Скисло все варенье!
Потому что кислое было настроение.
(Э. Мошковская)

Отчего же ты грустна, серебристая луна?
Я вчера звезду с небес уронила в черный лес.
Зря печалишься, луна, ты на свете не одна.
Я на зорьке в лес пойду и найду твою звезду.
(Ф. Грубин)

Радость пробежала по дорожке (Эмоции : радость, восторг, удовольствие)
Радость распахнула все окошки. (Движения быстрые и энергичные)
Радуется клен, что он силен :
Радугу на ветке держит он. (Мимика : улыбка)
Рады зайцы, что спугнули волка.
Новым шишкам радуется елка.
Радость запрягает лошадей.
Разбудите, дети, всех людей!
Надевайте лучшие одежки –
Радость распахнула все окошки.
(М. Карем)

Рады, рады, рады (Эмоции: радость и удивление)
Светлые березы (Движения энергичные, с резкими остановками)
И на них от радости (С характерными для удивления жестами)
Вырастают розы. (Поднять плечи, руки развести в стороны)
Рады, рады, рады (Мимика : улыбка, поднятые вверх брови)
Темные осины и на них от радости растут апельсины.
То не дождь пошел из облака и не град.
То посыпался из облака виноград.
(К. Чуковский)